Психоанализ

скачать эту информацию

Психоанализ, основоположником которого является известный врач и фи-лософ Зигмунд Фрейд - наиболее глубокий и длительный вид психотерапии. Пациент посещает психоаналитика 3-5 раз в неделю; продолжительность ле-чебного курса от нескольких месяцев до нескольких лет. Для участия в лечеб-ном психоаналитическом процессе необходимо, чтобы пациент умел выражать свои чувства и мысли, обладал способностью к устойчивому психотерапевтиче-скому сотрудничеству. Цель психоаналитической психотерапии - снять болез-ненные симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправ-данного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и нера-зумных порывов. Для этого необходимо помочь пациенту осознать то, что ко-гда-то было вытеснено в подсознание. Используется метод свободных ассо-циаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представле-ний не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания (представле-ниями о вежливости, стыде, самоуважении). В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется желаниями, чувствами, упреками, вос-поминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание и каждый жест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением. Час за ча-сом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи. В течение длительного периода могут постепенно развиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с ранне-го детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательному распознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций.
Структура личности по Фрейду.
В основе психоаналитической теории Фрейда лежит понимание об особых частях, входящих в структуру личности. Как известно Фрейд выделял в струк-туре личности Ид, Эго и Супер-Эго (Оно, Я и Сверх-Я).
Ид (Оно) – базовая часть личности, носит врожденный характер и со-держит в себе «все уникальное, что есть при рождении …». Ид целиком бессоз-нательно и содержит в себе как материал, который никогда не был сознатель-ным, так и материал, который оказался неприемлемым для сознания (т.е. вы-тесненным). Основная функция Ид – удовлетворение потребностей, влечений, преимущественно инстинктивных и не всегда осознаваемых. Основной принцип деятельности Ид – принцип удовольствия. Ид является источником энергии для всей личности.
Эго(Я), центральная часть личности, развивается из Ид, в процессе инди-видуального опыта, путем отделения от Ид через осознание себя, как индиви-дуальное «Я». Эго частично осознаваемо, частично безсознательно. Однако, в отличии от Ид, Эго находится в постоянном контакте с внешним миром. Основ-ные функции Эго – удовлетворение потребностей, продуцируемых Ид, с одно-временным реальным отношением к внешнему миру и контролем над инстинк-тами Ид, выходящими за принцип реальности. Кроме этого функцией Эго явля-ется сохранение опыта и процесс согласования деятельности всех подструктур личности (Ид, Эго и супер-Эго), т.е., по сути великая посредническая функция. Основной принцип деятельности Эго – принцип реальности.
Супер-Эго – судья и цензор деятельности Эго. Хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Супер-Эго развивается в процессе идентификации Эго с родителями или иными значимыми взрослыми и интроецированием социально значимых норм. Можно сказать, что супер-_Эго возникает в процессе «заражения» взрослыми ребенка своей моралью. Основ-ными функциями супер –Эго по Фрейду является функция совести, самона-блюдения и формирования идеала. Супер-Эго оценивает деятельность Эго, ограничивает, разрешает или осуждает поступки Эго.  
Существует определенная динамика отношений подструктур личности. Ид, являясь основной, центральной частью личности, источником энергии, главным поставщиком желаний и влечений для личности, «слепым и глухим диктатором с неограниченной властью», по выражению Фрейда, может осуще-ствлять свои потребности только через посредников, т.е. через Эго, находя-щееся под контролем супер-Эго. 
В свою очередь Эго, находящееся под постоянным воздействием внутрен-них (Ид и супер-Эго) и внешних (среда) сил постоянно принимает решения о возможности удовлетворения потребностей Ид, в соответствии с реалиями внешней среды и оглядкой на внутреннего цензора – супер-Эго. Неудовлетво-рение потребностей Ид ведет к напряжению, чувству неудовлетворенности. Удовлетворение потребностей Ид, противоречащее требованиям совести (су-пер-Эго) вызывает чувство вины и тревогу. Таким образом Эго, отмечает Фрейд, стремится к удовольствию, одновременно стараясь избежать неудоволь-ствия. 
Теория неврозов З. Фрейда. 
Некоторые события человек может воспринимать, как психическую трав-му, причем из-за болезненности переживаний не может их пережить во всей полноте. Поэтому раздражение задерживается в форме «вщемленного аффек-та», аффективных комплексов. Задержанная, неразрешенная энергия аффек-тивных комплексов не находит выхода и попадает в тело, нарушая его функ-ционирование, вызывая той или иной симптом. При этом невроз может развить-ся уже во взрослом состоянии, при получении дополнительной травмы и рег-ресса к ранним детским переживаниям, вызванных невозможностью удовлетво-рить потребности и проявляется каким-либо симптомом (например тиками или головной болью), которые уже появлялись когда-то в детстве, в ответ на пер-вичную травму. Однако невроз может возникнуть и вне связи с непроработан-ными детскими комплексами, а как следствие реального травматического собы-тия, вытесненного из сознания, в силу его неприемлемости для осознания и , впоследствии, под влиянием каких- либо событий, «прорвавшееся» в виде сим-птома.
Итак невроз по Фрейду это конфликт между инстинктивными влечениями и силами, противодействующими их реализации. В этих случаях невроз разви-вается вследствие невозможности адаптивного переноса накопленной энергии и несрабатывания психологических защитных механизмов.
Целью психоанализа является уменьшением патологической защиты, осознавание возможных появления болезненных симптомов, которые в ходе лечения ослабевают или полностью исчезают. Психоанализ показан пациентам с неврозами, личностными расстройствами, сексуальными нарушениями.
Механизмы психологической защиты.
Важной частью психоанализа является понимание о психологических за-щитных механизмах. 
Так многие из нас нередко испытывали тревогу. Тревога может быть обу-словлена реальной опасностью. Тревога может являться следствием давление Ид, как неудовлетворение инстинктивных потребностей. И тревога, обуслов-ленная давлением супер-Эго, которое не позволяет Эго реализовать удовле-творение потребности, вызывая у Эго чувство вины. Для того чтобы попытать-ся защитить свое Эго от беспокойства, мы используем защитные механизмы.
Наиболее социально приемлемый путь управления подавленными жела-ниями и конфликтами — это сублимация. При сублимации подавленное жела-ние; направляется к социально допустимому выходу. Например, агрессивные чувства могут быть направлены на успехи в спортивных состязаниях. Сексу-альные желания, связанные с дефекацией и анальной стадией развития (см. ниже), могут быть преобразованы в творческую активность, например живо-пись или ваяние. 
Но иногда мы не способны к сублимации. Тогда мы вынуждены полагаться на защитные механизмы, которые в незначительной степени искажают реаль-ность. Психоанализ утверждает, что наиболее фундаментальным фактором пси-хического развития является уход от болезненной или угрожающей информа-ции подавление – главный способ, с помощью которого большинство из нас избегает болезненной информации. 
Простейшим из психологических защитных механизмов является отрица-ние. Отрицание — это отказ признать истинную природу своего поведения. К примеру, человек может вести себя весьма соблазнительно, отрицая при этом, что в его поведении имеются какие-либо сексуальные намерения. Или он мо-жет выказывать признаки гнева (сердитое выражение лица и грозные интона-ции), однако отрицать, что сердит, в силу невозможности допустить в сознание истинные причины своего гнева. Механизм защиты в виде отрицания может быть важным для военных, отрицающих свой страх и позволяющих предприни-мать активные действия.
Отрицание — это механизм, особенно часто используемый больными ал-коголизмом. Так человек, зависимый от алкоголя отрицает, что у него есть проблемы с пьянством, еще долго после того, как друзья, соседи, работодатели и врачи признали их наличие. 
Рационализация предлагает благовидное и приемлемое основание для поведения и чувств человека, чтобы скрыть его подлинные мотивы. С рациона-лизацией мы часто встречаемся в университетах, когда студенты заявляют, что они покупают журнал «Плейбой» «ради статей» (но они, разумеется, никогда не покупают другие журналы с подобными статьями и рассказами). У больных алкоголизмом рационализация часто сочетается с отрицанием: у них имеется оправдание для каждой пьянки — депрессия, необходимость участия в вече-ринке с коллегами и т. д. 
Проекция. С помощью проекции индивидуум приписывает другим лю-дям желания, цели и мотивы, которые не может принять в себе. Если у челове-ка имеется значительная подавленная враждебность, он может считать других людей столь же опасными, относиться к ним подозрительно и все время быть настороже, чтобы защитить себя от их враждебных намерений. Если у человека подавлены сексуальные побуждения, он может гневно отрицать это, говоря о всеобщей сексуальной озабоченности других людей. Допуская подавленные побуждения в сознание, проекция дает им определенное удовлетворение и за-щищает личность путем приписывания этих побуждений другим людям.
Перенос. Большинству из нас знаком перенос. При этом мы переносим наши чувства на другой, несущий меньшую угрозу, объект. Часто мы делаем это без сознательно - сердимся на начальника, а, придя домой, кричим на де-тей. Однако при истинном переносе это происходит бессознательно: мы дейст-вительно верим в то, что сердиты на детей, и отрицаем, что наш гнев направ-лен на начальника.
Интеллектуализация. При интеллектуализации индивидуум понимает и сознает, что у него, очевидно имеются определенные подавленные побужде-ния. В результате в сознание допускаются не сами эти побуждения, а знание о них. К примеру, пациентка может умом понимать, что она питает инцестуозные чувства к своему отцу, но продолжать подавлять эти реально существующие чувства.
Компенсация. При компенсации индивидуум справляется со своей фру-страцией (например при физической неполноценности) путем активных заня-тий в другой сфере напр. интеллектуальной. Или наоборот – спортсмен усили-вает свою активность в спорте.
Итоги. Фрейдовский взгляд на личность заключается в том, что, личность живет в иллюзорном мире, опираясь на подсознательный самообман.
Поведение находится под контролем скрытого материала, слишком мучи-тельного для сознания, чтобы быть осознанным и известным. Таким образом, большинство из нас живет в мире, омраченном тенями нашего прошлого. Эти тени также искажают восприятие нашей собственной внутренней реальности, состоящей из чувств, мыслей и побуждений. Каждый из нас живет в реальности собственной конструкции, придуманной для защиты от мучительного самопо-знания. То есть никто не находится в полном контакте ни с внешней, ни с внут-ренней действительностью. Для большинства из нас искажения вполне совмес-тимы с социальной реальностью, так что мы в целом функционируем нормаль-но. Однако у некоторых людей эти искажения настолько противоречивы, а по-ведение вследствие этого настолько отклоняется от общепринятого, что их функционирование нарушается, и они нуждаются в лечении.

 
« Пред.   След. »