Рационально-эмотивная психотерапия

скачать эту информацию

Рационально-эмотивная психотерапия является формой когнитивного ре-конструирования, впервые выдвинутой Альбертом Эллисом. Эллис подчерки-вал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, но что наши эмо-циональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Действительно, нас не удивляет, что ребенок расстраивается, когда отец кричит на него, а при этом ближайшего соседа, который слышит те же "объективные стимулы", эта родительская вспышка совершенно не трогает. Эллис предполагает, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызываю-щие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не мо-жет быть оправдана реальной рациональной оценкой события. 
Эллис строит свое описание эмоционального поведения в последователь-ности, легко запоминаемой как простая мнемоника АВС, где: 
A - Активация событий и ситуаций; 
В - Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и ирра-циональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А; 
C - Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вы-текают из личностных интерпретаций А. 
Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В. Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несоответвествующими и неадаптивными. 
Виды иррациональных суждений. 
Эллис разделил иррациональные суждения на 4 главные категории: 
1. "Долженствовательные". Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, например: "Я должен выиграть игру"; "Он должен быть любезным по отношению ко мне" и т.п. 
2. "Ужасающиеся" суждения. Суждения о том, что все ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть, например: "Будет ужасно, если я не закончу уборку до прихода 
3. "Надлежит" и "следует". Суждения, отражающие неспособность челове-ка выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "над-лежит" или "следует" быть. 
4. "Порицающие" суждения. Суждения, принижающие личность - собст-венную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть, например: "Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя". 
Помимо этих 4-х категорий, Эллис в разное время идентифицировал об-щие "сердцевинные" иррациональные идеи, которые, по его мнению, лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

Двенадцать иррациональных идей по Эллису, которые свойствен-ны многим людям
1.Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих. 
2.Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать. 
З.Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы. 
4.Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами. 
5.Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку. 
6.Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать. 
7.Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе. 
8.Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. 
Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха. 
9.То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее. 
10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении. 
11Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью. 
12.Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их. 
Первый шаг рациональной психотерапии - изложение теоретических ос-нов и рассмотрение примеров. Второй шаг анализ собственных иррациональ-ных суждений пациента. Затем начинается третья фаза, на которой психотера-певт обсуждает и оспаривает иррациональные суждения клиента. Теперь кли-ента стимулируют к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений, поупражнялся с ними и заменил иррацио-нальные суждения более подходящими оценками активизирующих событий. Это уже стадия Эффекта (Е), на которой клиент развивает новые рациональные и реалистические суждения о событиях.

 
« Пред.   След. »