Конфликты в семье

скачать эту информацию

Все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастные несчастны по-своему
Л.Н. Толстой

Итак, причин для конфликтов в семье всегда предостаточно. Все же психологи выделяют основные из них .
1. Конфликты связан ные с личностными особенностями супругов, например несовпадение темперамента или патологический характер одного из супругов (тебе давно ничего неинтересно...; в гости мы не ходим...; он у меня всегда неразговорчивый...тюфяк какой-то..).
2. Проблемы супружеского союза - модели брака, взятые из родительской семьи (у нас в семье всегда было принято....; а мой папа всегда отвечал за это....; мужчина должен...); изменения в супружеских отношениях с течением времени (ты меня больше не любишь...; уже и не помню когда ты говорил мне ласковые слова.; может быть у него появилась любовница?)
3.. Влияние внешних факторов родителей, друзей, работы ( моя мама считает...; ты все время только работаешь или думаешь о работе...).

Наиболее частыми поводами для обращения в консультацию, по данным психологов являются конфликты, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей ( палец об палец по дому не ударишь), с различиями во взглядах на семейную жизнь (кто в доме хозяин?), сексуальные проблемы (куда ушла былая страсть?), отсутствием тепла в отношениях супругов (у тебя и голос изменился и взгляд - теплого слова не скажешь), конфликтами во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов (ты мою мам,у наверное просто ненавидишь...).

Чем может помочь психолог.

Очень часто в период семейных конфликтов звучит «Кто виноват?», гораздо реже «Что делать?». Именно в этот период горечи от «несправедливых» обид психолог может взять на себя роль посредника в переговорах, помочь выяснить претензии супругов друг к другу и найти приемлемые для обоих решения. Диалог супругов часто напоминает разговор слепого и глухого. Один ничего не видит, другой ничего не слышит. Задача психолога и заключается в том, чтобы помочь увидеть и услышать друг друга и вернуть в дом любовь.

Кризисы семейной жизни.

Семейные конфликты обостряются в период жизненных кризисов семьи. Большое значение психологи придают следующим переходным периодам в жизни семьи

- принятие на себя супружеских обязательств;

- освоение супругами родительских ролей;

- принятие факта появления в семье ребенка;

- включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения);

- принятие того факта, что ребенок стал подростком;

- экспериментирование семьи с независимостью под¬ростка;

- уход детей из семьи, когда супруги снова сталкива¬ются с необходимостью остаться вдвоем;

- ухода на пенсию и старость.

Образование пары. На первом этапе вырабатываются те особые отношения, которые формируют структуру супружеского союза. Пара создает новые типы отношения своей семьи с другими. А главное учится преодолевать конфликты, которые неизбежно возникают, когда два человека создают новое целое, будь то вопрос о том, надо ли закрывать на ночь окна в спальне, или разногласия по поводу семейного бюджета. Очень часто в самый ранний период молодожены избегают противоречий и критики, потому что хотят сохранить доброжелательную атмосферу в семье и не ранить чувства другого. По прошествии некоторого времени эти скрытые противоречия растут, и супруги обнаруживают, что все время находятся на грани ссоры и почему-то легко и сильно раздражаются, реагируя друг на друга.

Другим способом преодоления разногласий является борьба. Супруг может открыто пытаться подчинить себе партнера или манипулировать им с помощью слабости и болезни.

Еще одной важной проблемой в этот период является установление границ семьи. Она включает в себя решение вопросов, кто из знакомых мужа или жены будет допущен в семью и в какой мере; насколько позволительно супругам пребывать вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов.

2. Рождение детей и взаимодействие с ними

Супружеская пара иногда не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может значительно осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.

Перед супругами встает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости и т. д.), которые только что стабилизировались на предыдущей стадии. Игра, в которую играла молодая пара до рождения ребенка, была игрой для двоих. Они научились взаимодействовать друг с другом и нашли решение многих проблем. Появление третьего «игрока» может привести к следующим трудностям. Может возникнуть ревность нового типа, если один из супругов почувствует, что другой больше привязан к ребенку, чем к партнеру. Пара попытается теперь решать проблемы через ребенка. Он может стать козлом отпущения, партнером по коалиции с одним супругом против другого, примирителем в конфликтах и, иногда, единственным оправданием брака. Серьезным испытанием этого периода является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь семьей.

3.Время поступления ребенка в школу и учебы часто сопровождается семейным кризисом. Конфликт между родителями ста¬новится более явным, так как продукт их воспитательной дея¬тельности выставлен на всеобщее обозрение. Родители впервые осознают тот факт, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом. Кроме того, перед матерью может встать проблема возвращения на работу, так как ребенок уже не требует так много внимания, как раньше. К этому времени женщина может в большой мере дисквалифицироваться, и подобная перспектива ее пугает. Возможно также обратное, когда муж, опасающийся потерять над женщиной контроль, не одобряет ее желания вернуться к профессиональной деятельности. Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка, возникающая, если сама школа достаточно хорошая, вследствие тревоги расставания, особенно при депрессивной матери, редко покидающей дом. Способы коммуникации в семье ста¬новятся к тому времени стереотипными, и определенные их структуры не приспособлены к ситуации пребывания ребенка вне семьи.

Семья с детьми-школьниками или подростками. Когда дети отправляются в школу, происходит резкая перемена - теперь семья должна соотносить себя с новой, хорошо организован¬ной и высоко значимой системой. Вся семья должна вырабо¬тать новые стереотипы: как помогать в учебе и кто должен это делать, как урегулировать укладывание спать, приготовление уроков и досуг, как воспринимать школьные оценки ребенка.

В подростковом возрасте особое значение приобретает группа ровесников. Это отдельная культура, с собственными взглядами на секс, наркотики, алкоголь, одежду, политику, образ жизни и будущее. Теперь семья взаимодействует с сильной и часто конкурентной системой, а растущая компетентность подростка дает ему больше оснований требовать уступок от ро¬дителей. На всех уровнях приходится заново искать согласия по поводу самостоятельности и контроля.

На этом этапе может появиться новый источник давления и претензий к семье - родители родителей. Как раз в то вре¬мя, когда достигшие среднего возраста родители решают проблемы самостоятельности и поддержки своих подрастающих детей, может возникнуть необходимость участия в жизни собственных родителей, чтобы компенсировать их угасающие силы и утраты.

В конце концов, на этом этапе начинается процесс отделения детей, и эта перемена сказывается на всей семье.

4.Семья со взрослыми детьми. На четвертом, последнем, этапе у детей, теперь уже взрослых, формируется собственный образ жизни, своя карьера, появляется свой круг друзей и, наконец, партнер. Изначальная семья снова состоит из двух человек. Хотя теперь у членов семьи есть большой опыт совместного изменения стереотипов, на этом новом этапе требуется четкая реорганизация, затрагивающая взаимоотношения между родителями и взрослыми детьми. .Этот этап иногда называют «периодом пустого гнезда», что обычно ассоциируется с депрессией у женщины, лишившейся привычных забот. Однако тут супружеская подсистема вновь становится для обоих ее членов важнейшим семейным союзом, хотя при появлении внуков и здесь приходится вырабатывать новые взаимоотношения. Данный период, часто описываемый как период растерянности, может вместо этого стать периодом бурного развития, если супруги, и как отдельные личности, и как пара, будут использовать накопленный опыт, свои мечты и ожидания, чтобы реализовать возможности, ра¬нее недоступные из-за необходимости выполнять родитель¬ский долг.

Иногда семья становится частью какой-то более широкой системы или же переживет развод, уход одного из супругов и новый брак. На этих этапах люди также сталкиваются с очень сложными проблемами. Однако при любых обстоятельствах основной принцип остается в силе: семья должна пройти определенные этапы развития и взросления. Она должна пережить периоды кризиса и перехода в новое состояние.

 
« Пред.   След. »